Поиск по сайту




 

Главная  /  Автовладельцам  /  Словарь терминов

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Ниже приводится алфавитный список некоторых, наиболее часто встречающихся терминов и их краткое толкование, а также аббревиатуры, используемые в области минеральных масел и смазок. 

АРI (American Petroleum Institute) - Американский институт нефти. Организация, занимающаяся стандартами качества работы автомобильных смазочных материалов в США. Имеет мировую известность.

АСЕА (фр. Association des Constracteuis Europeen des Automobiles, англ. European Automobile Manufacturers Association) - Ассоциация конструкторов европейских автомобилей. Организация, которая разрабатывает и контролирует использование стандартов качества работы смазочных материалов для автомобильных двигателей в европе.

Белое масло - высокорафинированная масляная основа для применения в производстве медикаментов и косметики, а также для смазки машин в переработке пищевых продуктов.

Водоотталкивание - степень способности масла отделяться от воды. Восстановление смазочных материалов в процессе утилизации, переработки и повторного использования смазочных материалов.

Высоконагрузочные присадки - присадки, предотвращающие нарушение смазочной пленки при трении деталей под высокими нагрузками, например, шестерён.

Вязкость - способность жидкости к текучести; показатель степени густоты жидкости.

Гидродинамическая смазка - условия, при которых две трущиеся поверхности полностью разделены слоем смазки.

Гидролитическая стабильность - способность масла противостоять декомпозиции при возможности его воздействию паров влаги или воды.

Граничная смазка - условия, при которых две трущиеся поверхности не полностью разделены смазкой. Контакт поверхностей можно предотвратить, используя противоизносные или высоконагрузочные присадки.

Диспергирующая присадка - присадка, помогающая удерживать продукты сгорания и прочие твердые частицы в двигателе в виде суспензии.

Дитиофосфат цинка (ZDP) - присадка, придающая смазке антиоксидные, противоизносные и высоконагрузочные характеристики.

Загрязнение моторного масла - накопление в моторном масле сгустков, частиц углерода и прочих нерастворимых частиц продуктов сгорания топлива или несгоревших продуктов, попадания пыли, а также воздействия высоких температур двигателя.

Зола - металлосодержащий нагар, формирующийся на деталях двигателя из-за высоких рабочих температур.

Заклинивание поршневых колец - заклинивание поршневых колец из-за накопления на поршне нагара.

Ингибиторы (поглотители) - присадки, которые в смеси со смазочными материалами предотвращают или замедляют химические реакции, приводящие к окислению, коррозии, или вспенивании.

Ингибитор коррозии - присадка, применяемая в смазочных маслах для замедления или предотвращения коррозии от воды или других веществ.

Ингибитор окисления - присадка для предотвращения или замедления окислительных процессов.

Индекс вязкости (VI) - степень изменения вязкости в зависимости от изменения температуры. Жидкости с высоким VI в меньшей степени меняют вязкость при изменениях температуры, чем жидкости с низким VI.

Каталитический нейтрализатор - устройство управления выхлопными газами, превращающее моноксид углерода и углеводороды в выхлопных газах в продукты распада, менее вредные для окружающей среды.

Кислотное число - единица количества едкого калия (КОН), необходимого для нейтрализации всей или части кислотности в нефтепродукте (см. общее кислотное число). Кинематическая вязкость - вязкость, выраженная в сантистоксах (ССТ), при заданной температуре, обычно при 40 или 100С.

Консистенция (пластичных смазочных материалов) - свойство пластичных смазочных материалов оказывать сопротивление деформации при внешнем воздействии.

Коэффициент компрессии - отношение объемов цилиндра двигателя внутреннего сгорания в крайнем верхнем и крайнем нижнем положении поршня.

Коэффициент трения - отношение силы (F) необходимой для того, чтобы передвинуть предмет по горизонтальной поверхности, к весу предмета. Значение этого коэффициента изменяется в зависимости от вида двух трущихся поверхностей. Значение коэффициента статического трения выше, чем коэффициента динамического трения, что объясняется дополнительной силой F, требуемой для того, чтобы преодолеть первоначальную инерцию (сдвинуть предмет с места).

Летучесть - показатель, обычно зависящий от температуры, характеризующий скорость,с которой жидкость превращается в пар. В идеальном случае, горючие материалы должны иметь высокую летучесть, а смазочные материалы - низкую.

МАСЛО
• Масло варьируемой вязкости (multigrade oil) - масло для применения в двигателе или коробке передач, которое своими характеристиками соответствует широкому ряду классификаций градаций вязкости SАЕ и, поэтому, применяемо для использования в летний и зимний сезоны без смены масла с интервалами рекомендованными производителем.
• Базовые масла - светлые нефтепродукты или синтетические углеводороды, применяющиеся вместе с присадками для производства смазочных масел.
• Многофункциональное масло - часто называемое универсальным маслом, этот смазочный материал имеет широкий ряд применений. Например, сельскохозяйственное универсальное масло отвечает требованиям нескольких спецификаций и одинаково пригодно для использования в двигателях, трансмиссиях и карданных передачах. Кроме того, оно является хорошим заменителем гидравлического масла. тем не менее, до того, как делать рекомендации клиенту, всегда необходимо проверить требования к смазке, исходящие от изготовителя оборудования, с тем чтобы убедиться, что инструкции позволяют употребление универсального масла. Такие смазочные материалы удобны при желании потребителя рационализировать потребление ГСМ.

Моющая присадка - присадка, используемая в горючих или смазочных материалах для очистки внутренних деталей двигателя при их использовании.

Мыло - основа или загуститель, обычно металлический, применяемый в смеси с маслами для получения пластичных смазочных материалов.

Налет углерода / нагар - окисленный налет, остающийся после воздействия на смазочное масло крайне высоких температур.

Лаковые отложения - еще называемые "лаковым покрытием" тонкая нерастворимая пленка на движущихся частях двигателя от окисления смазки (или горючего), при высоких температурах.

Нейтральные масла - очищенные парафиновые масляные основы.

Нерастворимые примеси - продукты износа, пыль и другие твердые загрязнители, которые присутствуют обычно в отработавшем масле.

Несгоревшие продукты - несгоревшее топливо или газы, возникающие в результате износа поршневых колец и прокладок, насыщающие, загрязняющие или разжижающие масло, используемое в двигателе.

Нефтяные масла - типы масляных основ из неочищенной нефти с насыщенными углеводородами, содержащие минимум одно замкнутое кольцо атомов углерода. нефтяные масляные основы характеризуются низкой точкой замерзания, хорошей водоотталкиваемостью и высокой растворяющей способностью.

НИСМ (NLGI) - национальный институт смазочных материалов, США (National Lubricating Grease Institute).

ОИА (SАЕ) - общество инженеров автомобильной промышленности; содружество инженеров-автомобилистов (Society of Automotive Engineers)

Окисление - при работе масла в условиях очень высоких температур оно насыщается кислородом, который в свою очередь приводит к загустению масла и к образованию пленки оксидного налета на деталях.

ОЕМ - изготовитель оборудования.

Относительная плотность - отношение масс определенного объема масла и такого же объема воды.

Парафиновые масла - типы масляных основ, имеющие высокий молекулярный вес и содержащие мазутные парафины.

Петля обратной вентиляции (EGR система) - способ управления составом выхлопных газов возвращением их в камеру сгорания для сжигания оставшихся углеводородов.

Пластичный смазочный материал - смесь масла и загустителя для образования твердой или полутвердой смазки.

Рабочие стандарты - минимальные результаты тестовых проверок, которые должно пройти масло при испытаниях в строго контролируемых лабораторных условиях.
Разбавление масла топливом - разжижение масла в системе смазки несгоревшим топливом.

Рафинирование - очищение нефти путем дистилляции для получения конечных нефтепродуктов.

Рафинирование/вытяжка с помощью растворителей - процесс рафинирования с использованием различных растворителей для извлечения по фракциям нежелательных смол, фенолов и мазут из нефтяных смазочных масел для улучшения характеристик вязкости, температурной и кислотной устойчивости и улучшения растворения присадок.

Сгусток - густой, темный налет густой консистенции, собирающийся вокруг неподвижных  деталей двигателя. обычно появляется в результате высокого загрязнения масла нерастворимыми частицами.

Синтетический смазочный материал - смазочный материал, изготовленный на химических основах таких как эстэры или полиальфаолефины (также известны как синтетические углеводороды), в отличие от смесей обычных углеводородов в масляных основах из продуктов перегонки нефти. Производство синтетических смазочных материалов требует больших затрат, однако они обладают лишь теми свойствами, которые желают получить разработчики. Синтетические смазочные материалы обеспечивают большие эксплуатационные преимущества, в том числе увеличенный срок службы масла и машины, эффективность использования горючего и энергии, экономичность.

Снашивание - ненормальный износ из-за повреждения смазочной пленки при локальной сварке с высокими температурами.

ТАN (ОКЧ) - общее кислотное число выражает степень кислотности масла в миллиграммах едкого калия (КОН) на грамм масла.

ТВN (ОЩЧ) - общее щелочное число выражает степень щелочности масла в миллиграммах едкого калия (КОН) на грамм масла. Сейчас термины ОКЧ и ОЩЧ устарели, но они еще встречаются на практике.

Температурная устойчивость - свойства смазки противодействовать окислению при высоких рабочих температурах.

Температура вспышки и температура воспламенения - температура, полученная в стандартных испытательных процедурах, при которых пар испытуемого образца будет воспламеняться и (б) испытуемый образец сам возгорится и будет гореть.

Температура замерзания - самая низкая температура, при которой масло в испытательных условиях будет течь свободно. Можно добиться более низкой точки замерзания с помощью присадки.

Точка замерзания / СFРР - определяется стандартным испытанием, это низкотемпературная точка, при которой в дизельном топливе образуются кристаллы. СFРР -температурная точка, при которой блокируется фильтр подачи топлива.

Температура каплипадения - температура, при которой пластичный смазочный материал меняет состояние с пластичного твердого или полутвердого на жидкое и в стандартных испытательных условиях начинает стекать из трубки.

Трибология - наука о поверхностях во взаимодвижении, в частности связана со смазочными материалами, трением и износом.

Трение - сопротивление одной поверхности при движении относительно другой. Трение может быть значительно снижено при разделении двух поверхностей слоем смазки.

Устойчивая основа (брайтсток) - высоковязкая масляная основа, устойчивая к температурам и производящая прочную смазочную пленку, в частности, в высокотемпературных условиях.

Устойчивость к стиранию - способность масла удерживать прочность пленки в жестких рабочих условиях и под сильным давлением скольжения.

Формовочное масло - масло, используемое в формах при литье или формовании с тем, чтобы материал не прилипал к форме.

Цетановое число - способ определения воспламенительной способности дизельного топлива. Чем выше цетановое число, тем лучше качество горючего.

Щелочное число - количество кислоты, выраженное в эквиваленте кон, требуемое для нейтрализации щелочности смазочного материала (см. ОБЩЕЕ ЩЕЛОЧНОЕ ЧИСЛО).

Эласто-гидродинамическая смазка - условия, при которых смазка, подверженная высоким нагрузкам и при высоких рабочих скоростях, увеличивает вязкость и, благодаря своей эластичности, принимает на себя деформацию трущихся поверхностей.

Эмульгатор - присадка, дающая устойчивую смесь масла и воды в эмульсии.

Работает на: Amiro CMS