Поиск по сайту




 

Главная  /  Полезные статьи  /  Что такое "вязкость масла"?

При запуске двигателя масло должно достаточно быстро циркулировать по системе и обеспечивать смазку всех двигающихся деталей, чтобы предотвращать непосредственный контакт металлических поверхностей (так называемое «сухое трение»), который приводит к износу, образованию на них задиров, а также схватывание металла под воздействием трения. При гидродинамической смазке двигающиеся поверхности разделены непрерывной масляной пленкой. Главной характеристикой масла для обеспечения такой смазки оборудования является его вязкость при рабочих температурах. Масла с высокой вязкостью густые и обладают низкой текучестью, а с низкой - жидкие и обладают высокой текучестью. Следовательно, более вязкие масла медленнее поступают к деталям двигателя, но и создают более плотную и устойчивую пленку на них, а менее вязкие - наоборот.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЯЗКОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ОБЩЕСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРОВ (SAE)

Самая первая попытка классифицировать или каким-либо способом идентифицировать моторные масла была сделана, когда появился первый автомобиль. Даже тогда было известно, что вязкость – это одна из наиболее важных характеристик масла. В зависимости от вязкости масла разделялись на три типа – маловязкие, средневязкие и тяжелые. Когда изобрели инструменты для более точного определения вязкости, Общество автомобильных инженеров (SAE) разработало систему классификации, основанную на таких измерениях. Эта система (Классификация вязкости моторных масел – SAE J300), которая по мере развития изменялась, в настоящее время насчитывает одиннадцать отдельных классов или марок вязкости моторного масла: SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W, SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60 (для трансмиссионных масел используются другие марки вязкости).

МАРКИ ВЯЗКОСТИ SAE ДЛЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Марка вязкости SAE

Максимальная вязкость (сП) при температуре (°С)

Вязкость (сСт) при 100°С

Минимальная вязкость при высокой скорости сдвига (сП) при 150°С и 106 с-1

Проворачивания

Прокачивания

Минимальная

Максимальная

0W

6200 при -35

60000 при -40

3,8

-

-

5W

6600 при -30

60000 при -35

3,8

-

-

10W

7000 при -25

60000 при -30

4,1

-

-

15W

7000 при -20

60000 при -25

5,6

-

-

20W

9500 при -15

60000 при -20

5,6

-

-

25W

13000 при -10

60000 при -15

9,3

-

-

20

-

-

5,6

меньше 9,3

2,6

30

-

-

9,3

меньше 12,5

2,6

40

-

-

12,5

меньше 16,3

2,9

40

-

-

12,5

меньше 16,3

3,7††

50

-

-

16,3

меньше 21,9

3,7

60

-

-

21,9

меньше 26,1

3,7

При марках 0W-40, 5W-40 и 10W-40.   †† При марках 15W-40, 20W-40, 25W-40 и 40.

Буква «W», следующая за маркой вязкости SAE, расшифровывается как «winter» («зима») и означает, что масло подходит для использования при низких температурах. Масла, марка вязкости которых содержит букву «W», должны иметь подходящую вязкость, которая измеряется при соответствующих низких температурах. Те марки SAE, которые не содержат буквы «W», предназначены для использования при высоких температурах. Вязкость этих масел (SAE 20, 30, 40, 50 и 60) имеет ограничение и измеряется при 100°С и при 150°С и высокой скорости сдвига.

Как уже было отмечено выше изобретение различных присадок, повышающих индекс вязкости, привело к производству всесезонных масел. В северной Америке эти масла (SAE 0W-30, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 и 20W-50) продаются уже десятки лет. Всесезонные масла, например, SAE 5W-30, SAE 10W-40 и т.д., широко распространены, так как они достаточно жидкие, чтобы обеспечивать лёгкое проворачивание при низких температурах, но и довольно густые, чтобы надежно защищать двигатель при высоких.

Однако рекомендации производителей автомобильной техники по вязкости масла должны обязательно соблюдаться. Поскольку разные автопроизводители предусматривают разные зазоры между деталями двигателя для достижения его наиболее высокого КПД, то и оптимальная толщина масляной пленки варьируется от двигателя к двигателю. Итак, что будет, если залить в обычный автомобиль более вязкое масло, например, спортивное? Вопреки всем ожиданиям водителя, автомобиль отнюдь не станет спортивным, а скорее наоборот, потеряет мощность. Это объясняется тем, что увеличенная толщина масляной пленки повышает силу трения между деталями двигателя, одновременно повышая температуру двигателя и заставляя его работать при повышенных нагрузках.  Совсем обратная ситуация возникает при занижении вязкости масла. Энерго и ресурсосберегающие масла (с допусками API SN, API SM, ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5) предназначены для высокофорсированных двигателей с минимальными зазорами между деталями. В двигателе, не рассчитанном на такую низкую вязкость, слишком тонкая толщина масляной пленки является причиной низкой эффективности смазки и увеличенным расходом масла на угар.
 
Поэтому для высокофорсированных двигателей с минимальными зазорами между деталями стоит выбирать такие масла как Supreme Synthetic 0w-20, Supreme Synthetic 5w-20, Supreme 5w-20, Supreme Synthetic 0w-30, а для обычных двигателей более универсальные масла: Supreme Synthetic 5w-30, Supreme 5w-30, Supreme Synthetic 10w-30, Supreme 10w-30, Supreme Synthetic 10w-40, Synthetic  5w-40 или линейку Duron.
Работает на: Amiro CMS